Правильная утилизация старых шин и использованных покрышек
Ежедневно сотни водителей по всему миру меняют старую изношенную резину на новую. Отслужившие свой срок покрышки они чаще всего выбрасывают в мусорные баки, даже не задумываясь о вреде, который могут нанести природе. Чтобы уберечь атмосферу от излишнего загрязнения, появляются фабрики и компании, цель которых — утилизация шин.
Для чего нужна утилизация шин?
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о защите окружающей среды. Многие экологи ведущих стран мира трубят по всем телеканалам о небывалом загрязнении атмосферы, воды и почвы нашей планеты. Это действительно серьёзная проблема для человечества. Одним из источников загрязнения окружающей среды являются различные материалы, которые выброшены человеком и при разложении выделяют в атмосферу множество едких, вредных веществ.
Основной целью является не просто утилизация, а именно переработка покрышек. Ведь из, казалось бы, никому не нужной старой резины получается отличный материал, который впоследствии находит широкое применение в различных отраслях. Из переработанных шин производится резиновая крошка, служащая отличным покрытием на детских и спортивных площадках. Измельчённую резину смешивают с битумом и получают строительную замазку. Перечисленное — лишь малая часть вариантов применения этого типа отходов.
Способы переработки шин
В настоящее время существует только два метода, с помощью которых переработка покрышек в меньшей степени влияет на окружающую среду и дает качественный переработанный материал. Это физический и химический способы. Они довольно сильно отличаются друг от друга, но оба направлены на экологичную переработку автомобильных шин.
Физические способы
Они особенно актуальны при утилизации и переработке автомобильных и грузовых шин. Именно за счет таких способов и получается всем знакомая резиновая крошка, которая впоследствии применяется на детских площадках и уберегает малышей от травм при падении.
Благодаря сохранению структуры и свойств полимеров, из которых состоит резина, самым распространённым физическим способом переработки является дробление. Оно позволяет в дальнейшем использовать полученный материал без дополнительных обработок и добавления каких-либо элементов в состав.
При физической переработке шин чаще всего используется метод дробления сырья на мелкие частицы. Для этого из покрышки сначала вынимается металлический корд. Затем она делится на небольшие части. Вслед за этим проходит через металлические дробильные валуны, которые измельчают её в крупицы диаметром 0.8 мм. Существует и механическое дробление, которое мало отличается от физической обработки. Используются меньшие валуны, которые измельчают сырьё до частиц диаметром 0.1-0.2 мм.
Химические способы
К ним относят пиролиз — метод утилизации или переработки сырья под воздействием различной температуры. Она может быть как очень высокой, так и довольно низкой.
При сильном нагреве (до 1000 градусов) переработка направлена на получение топлива из покрышек. В ходе разложения сырья получается газ, который впоследствии может быть использован как топливо для дальнейшего пиролиза.
Применяется и метод переработки при низких температурах от -600 до -900 градусов Цельсия. В специальных камерах на шины воздействуют жидким азотом и затем дробят их до мелких фракций.
К химическому способу можно отнести и полную утилизацию покрышек в специальных камерах при очень высоких температурах. Но при таком способе образуется очень много вредных веществ, которые впоследствии выбрасываются в атмосферу, в связи с чем в настоящее время он менее популярен.
Как утилизировать легковые и грузовые шины?
Если вы считаете, что резина отслужила свой срок и уже приобрели новую, не спешите просто выбрасывать старую на улице или в мусор. Она может быть переработана, чтобы уже в другом виде приносить пользу людям. Оставленные на улице покрышки не просто загрязняют природу: при воздействии солнечных лучей начинается их разложение, в связи с чем в атмосферу попадают едкие вещества.
Для утилизации резины, которая стала ненужной, существуют специальные пункты приёма. В случаях, когда некогда или просто лень везти шины в такое место, достаточно набрать номер телефона, и за старыми покрышками приедут. Для вас это не составит особого труда, зато природа не пострадает. Причём нет разницы, от какого вида автомобиля шины, легковой или грузовой у вас транспорт.
Процентное соотношение переработки покрышек в Европе и России:
Способ переработки | Россия | Европа |
---|---|---|
Деструкция | < 1% | 40% |
Пиролиз | 4% | |
Дробление | 4% | 30% |
Иные способы | < 1% подлежит захоронению | 20 % восстанавливаются и эксплуатируется |
Общее количество перерабатываемого сырья | 10% | 90% |
Сдать бесплатно
В настоящее время набирают обороты фирмы, которые не просто утилизируют и перерабатывают автомобильные покрышки, но и делают это бесплатно с выездом в необходимое место. Это сэкономит ваше время и силы, а также освободит занимаемое резиной место в гараже или на даче.
Для фирм, которые специализируются на бесплатном вывозе старых покрышек, совсем не важно их состояние, количество и диаметр. Они приедут, куда вам будет удобно, в максимально короткий срок. Помимо шин, фирмы, как правило, забирают для последующей утилизации старые бамперы и другие изделия из пластмассы.
Пункты приема старых шин и покрышек
В зависимости от пожелания владельца старых покрышек им могут быть выбраны различные пункты их приёма. Некоторые фирмы оказывают услуги по переработке и утилизации старых шин на коммерческой основе. То есть клиент им платит. Также есть фирмы, которые производят утилизацию или переработку шин на безвозмездной основе. В некоторых случаях они даже сами выкупают сырьё.
Пункты бесплатной утилизации и переработки старых автомобильных шин широко распространены в Москве и Московской области. В настоящее время столица нашего государства активно борется с загрязнением окружающей среды и всеми возможными способами поддерживает компании, которые работают в этой сфере.
Условия приема
Как правило, ни один пункт приёма старых покрышек не требует соблюдения каких-либо условий их сдачи в утилизацию. Шины проходят несколько этапов фильтрации, и те, которые могут быть восстановлены, отбираются из общей массы. Остальные после очистки попадают на переработку или полную утилизацию. Так что нет необходимости перед сдачей старой резины приводить её в должное состояние.
Стоимость утилизации шин разных видов
Особого отличия в цене нет. Совсем не важно, будут это летние, зимние шипованные, «липучки» или всесезонные шины. Любые покрышки внутри себя имеют армирующие элементы, и процессы их переработки практически ничем не отличаются. Просто для каждого вида шин есть свои нюансы. Например, при переработке зимней резины добавляется ещё один этап — просеивание мелких частиц и выделение шипов из общей массы.
Оплату за утилизацию могут попросить только в случаях, если требуется дальнейшая транспортировка покрышек к месту их переработки. В основном внести деньги просят в мастерских по шиномонтажу, где производится замена старой резины на новую.
Средняя стоимость за утилизацию шин составляет:
- Шины от легковых автомобилей
Радиус диска | R13 | R14 | R15 | R16 | R17 | R18 | R19 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Летние покрышки | 50 руб. | 50 руб. | 70 руб. | 70 руб. | 70 руб. | 70 руб. | 100 руб. |
Зимняя резина | 75 руб. | 75 руб. | 100 руб. | 100 руб. | 100 руб. | 100 руб. | 150 руб. |
- Шины от грузовых автомобилей
Радиус диска | R17,5-19 | R20-22,5 |
---|---|---|
Стоимость утилизации | 250 руб. | 350 руб. |
Некоторые компании могут брать плату за вывоз покрышек, в среднем она составляет 400—600 рублей.
В домашних условиях
Утилизировать отслужившую свой срок резину в домашних условиях нежелательно и даже опасно для здоровья. Для этого необходимо специальное оборудование, а также системы очистки отработанных материалов. При разложении элементов шин, на что требуется несколько сотен лет, выделяются вредные для человеческого организма вещества.
Уже доказано, что ядовитые пары, источником которых являются автопокрышки, способствуют развитию аллергии, бронхиальной астмы и других заболеваний. Они попадают в атмосферу, если нет специальной очистки. Поэтому лучше всего доверить эту процедуру фирмам и компаниям, которые специализируются на переработке и утилизации старых шин. В таком случае не пострадает ни ваш организм, ни окружающая среда.
Где можно использовать
Старые покрышки находят широкое применение во дворах практически любого города. Они используются как украшение придомовых участков и клумб. Фантазии человека настолько разнообразны, что из шин делают лебедей, различных героев мультфильмов, насекомых и т. д. Покрышки также используют в виде клумб для цветов. Для этого их покрывают акриловой или другой краской, обрезают и дополняют различными элементами.
Но этим применение старых покрышек не ограничивается. Во дворах они используются как небольшое ограждение цветочных клумб и даже как своего рода препятствия на спортивных площадках школ. Конечно, такое применение покрышек потихоньку уходит в прошлое, но всё же до сих пор встречается.
Нередко большое скопление или даже целые строения из старых шин можно увидеть на пейнтбольных площадках. Шины используются в качестве укрытия при проведении матчей и соревнований.
Настоятельно не рекомендуется применять их таким образом. Лучше отправить их на специальную переработку. И, возможно, именно ваши покрышки будут использованы при постройке детской или спортивной площадки в прилегающем к дому дворе.
Что можно получить при переработке
Переработка покрышек позволяет получить материалы, которые впоследствии находят широкое применение:
- Безопасное мягкое покрытие для спортивных и детских площадок.
- Коврики и другие резиновые аксессуары, элементы для автомобилей.
- Резиновые покрытия на пол.
- Различные строительные мастики.
- Резиновую обувь (сапоги, подошвы).
- Подкладку для шпал на железных дорогах.
- Износостойкое дорожное покрытие.
- Наполнитель для различного спортивного инвентаря.
Восстановление резины и вторичное использование шин
Когда старые покрышки имеют износ 50 % или ниже, они могут получить вторую жизнь. Для этого на них нарезается протектор, а в случае с зимней резиной происходит дошиповка. Также при необходимости проводится заделывание отверстий и порезов. После чего такая резина снова может быть использована на авто- и мототранспорте.
Штрафы, предусмотренные государством
Законодательство РФ призывает граждан и компании соблюдать правила утилизации автомобильных шин. Так как они считаются малоопасными отходами, за нарушение правил их хранения, а также складирование в запрещённых для этого местах установлено административное наказание в виде штрафа и даже приостановления деятельности предприятия:
- для физического лица – от 1000 до 2000 рублей;
- для должностного лица – от 2000 до 5000 рублей;
- для частных предпринимателей, не занимающихся юридической деятельностью, — от 2000 до 5000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- для юридических лиц – от 10 до 100 тыс. рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Таким образом государством контролируется утилизация и последующая переработка автомобильных покрышек.