Повышение утилизационного сбора на автомобили в 2020 году
25 ноября 2019 г. Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что ставки утильсбора в России вырастут с 1 января 2020-го. Ассоциация автодилеров была против этого из-за вероятного роста цен на машины. Однако решение было принято.
Размер этого сбора периодически растёт, и с 1 января 2020-го ставка в очередной раз повысилась.
Значительной части водителей ничего платить не потребуется, т. к. они приобретают машины с необходимой отметкой в ПТС. Но следует учесть, что размер данного сбора входит в цену автомобиля. В целом же, увеличение тарифа в основном повлияет на тех, кто производит транспортные средства или ввозит их из-за границы.
Что такое утилизационный сбор
Этим термином обозначают сумму, которую следует платить за машины, российский ПТС которых был получен после 1 сентября 2012 г. Она является взносом за последующую утилизацию автомобиля.
В 2012 г. Россия стала участником ВТО, и таможенные пошлины на машины стали меньше. Утилизационный сбор компенсирует их снижение и стимулирует отечественный автопром. Последнее в 2019 г. уменьшение ввозных пошлин для юрлиц было 1 сентября.
Ставки понизились с 17 до 15 % на новые авто и с 22 до 17 % на бывшие в употреблении. Именно поэтому и было принято решение повысить утилизационный сбор.
Увеличение ставки с 1 января 2020 года
Базовый тариф для физлиц чётко определен и не изменяется из-за объёма ДВС или каких-либо других характеристик машины. Сумма сбора составляет 3 400 рублей за автомобили не старше трёх лет и 5 200 — за остальные.
Для юридических лиц, в т. ч. импортёров и производителей транспортных средств, уплачивающих деньги до их продажи, ставки зависят не только от возраста машины, но и от объёма двигателя.
Но стоит ещё раз напомнить, что рост ставки затронет не весь авторынок. Утилизационный сбор за машины, произведенные в РФ, оплачивается государством.
Постановление Правительства № 1457 от 15.11.2019
Таблица для разных видов автомобилей
Изменения в коэффициентах удобнее всего показать в табличной форме. Ниже представлена информация о сборе за машины категории B — как грузовые, так и легковые. Указаны коэффициенты для юридических лиц, т. к. именно для них изменились ставки. Физлицам нужно будет платить намного меньше.
Транспорт | Бывший множитель (коэффициент) | Новый множитель | Бывший сбор | Увеличенный сбор | Насколько больше платить в 2020 |
---|---|---|---|---|---|
Легковые машины с двигателем до 1000 кубических сантиметров | 1,65 | 2,41 | 33 000 | 48 200 | 15 200 |
Легковые машины с двигателем от 1000 до 2000 кубических сантиметров | 4,2 | 8,92 | 84 000 | 178 400 | 94 400 |
Легковые машины с двигателем 2-3 тысячи кубических сантиметров | 6,3 | 14,08 | 126 000 | 281 600 | 155 600 |
Легковые авто с двигателем от 3 до 3.5 тысяч кубических сантиметров | 5,73 | 12,98 | 114 600 | 259 600 | 145 000 |
Легковые авто с двигателем от 3.5 тысяч кубических сантиметров | 9,08 | 22,25 | 181 600 | 445 000 | 263 400 |
Грузовые авто с полной массой не более 2 с половиной тонн | 0,95 | 1,19 | 142 500 | 178 500 | 36 000 |
Данные в следующей таблице касаются грузовиков, входящих в категорию C.
Транспорт | Бывший множитель (коэффициент) | Новый множитель | Бывший сбор | Увеличенный сбор | Насколько больше платить в 2020 |
---|---|---|---|---|---|
Грузовые авто от трёх с половиной тонн до пяти | 1,9 | 2 | 285 000 | 300 000 | 15 000 |
Грузовые авто в восемь-двенадцать тонн массой | 2,54 | 2,92 | 381 000 | 438 000 | 57 000 |
Грузовые авто в двенадцать-двадцать тонн массой | 2,79 | 3,31 | 418 500 | 496 500 | 78 000 |
Седельные тягачи в двенадцать-двадцать тонн массой | 3,4 | 5,67 | 510 000 | 850 500 | 340 500 |
Фургоны массой в двенадцать-двадцать тонн | 2,79 | 3,38 | 418 500 | 507 000 | 88 500 |
Грузовые от двадцати до пятидесяти тонн | 5,5 | 6,68 | 825 000 | 1 002 000 | 177 000 |
Седельные тягачи от двадцати до пятидесяти тонн | 5,5 | 6,68 | 825 000 | 1 002 000 | 177 000 |
Самосвалы от двадцати тонн до пятидесяти | 5,5 | 6,3 | 825 000 | 945 000 | 120 000 |
И наконец, информация про автобусы категории D.
Транспорт | Бывший множитель (коэффициент) | Новый множитель | Бывший сбор | Увеличенный сбор | Насколько больше платить в 2020 |
---|---|---|---|---|---|
Новые автобусы и двигатель до 2.5. тыс. куб. см. | 1,14 | 1,43 | 171 000 | 214 500 | 43 500 |
Автобусы с возрастом более 3 лет и двигатель до 2.5. тыс. куб. см. | 1,15 | 1,45 | 172 500 | 217 500 | 45 000 |
Новые автобусы с двигателем 5-10 тыс. куб. см. | 3,04 | 3,94 | 456 000 | 591 000 | 135 000 |
Новые автобусы с двигателем от 10 тыс. куб. см. | 3,8 | 6,6 | 570 000 | 990 000 | 420 000 |
Автобусы с возрастом более 3 лет и двигатель до 10 тыс. куб. см. | 5,98 | 10,39 | 897 000 | 1 558 500 | 661 500 |
На прицепы тяжелее 10 тонн коэффициент повысился с 0,5 до 0,64, а размер сбора — с 75 до 96 тыс. рублей.
Порядок и сроки оплаты для физических лиц
Законом ещё не установлены конкретные сроки. Но пока не внесён сбор, пользоваться транспортным средством не разрешается. НДС с этой суммы не платится.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Как сумма утильсбора отразится на стоимости машины?
Цены вырастут примерно на 2–4 процента.
Как рассчитать утилизационный сбор
Достаточно воспользоваться элементарной формулой: базовая ставка умножается на коэффициент. Чтобы разобраться, какую сумму вносить и сколько придется переплатить по сравнению с прошлым годом, достаточно воспользоваться сведениями выше. Базовую ставку на конкретный вид транспортного средства можно определить по таблице.
Где можно оплатить утильсбор
Сделать это реально в любом отделении банка РФ как наличным расчетом, так и переводом. Необходимо, чтобы с собой были заполненная квитанция и паспорт.
Кто освобождается от уплаты
Федеральный закон под номером 89 предполагает ситуации, когда можно не платить означенный сбор. Например:
- если машина старше 30 лет, причем не является источником дохода и имеет оригинальные запчасти;
- автомобиль принадлежит переселенцам, добровольно возвращающимся в свою страну;
- на машине ездит дипломат и/или его семья либо люди, выполняющие дипломатическую миссию;
- уже есть штамп о сборе, т. е. он был оплачен производителем либо другим собственником.
Итоги
Итак, утилизационный сбор стал несколько выше, но лишь для юридических лиц. Обычные граждане будут платить значительно меньшие суммы, поэтому у них нет серьезных поводов для беспокойства. К тому же стоит учитывать особенности российских законов. Так, в настоящее время полностью отсутствует штраф за невнесение этой суммы.
Однако владельцы машин с неоплаченным утилизационным сбором не будут иметь возможности поставить их на учёт. Если же они всё-таки станут на них ездить, наказанием будет штраф в 5 тысяч рублей и лишение водительских прав на несколько месяцев. Но если автомобиль не используется (стоит в гараже), есть возможность временно сэкономить.
С импортёров же машин сразу при обнаружении неуплаты будут взиматься взносы. Им немедленно отправят письмо о подаче судебного иска.